Поводов к столкновениям христианских общин с римскими властями в первую эпоху не было, т.к., с одной стороны, римские власти, видевшие в христианах еврейскую секту, предоставляли им все привилегии иудаизма и не требовали от них таких поступков, которые противоречили бы их новому миросозерцанию; с другой стороны, христиане, жившие тогда в ожидании скорого пришествия Спасителя, не были еще одержимы той жаждой мученичества, которая обуяла их впоследствии, и поэтому воздерживались от всяких агрессивных и демонстративных действий, воздавая честно кесарю кесарево. Конечно, христианская пропаганда велась деятельно, но при античной терпимости к чужим верованиям это не могло служить поводом к столкновениям, по крайней мере, для первых десятилетий. В будущем они были неизбежны, ввиду того, что еврейские привилегии неудобно было распространять на чересчур большое число подданных общины. «Источниками» первых гонений были не римские власти, а именно синагоги, считавшие вполне основательно этот новый нарост на своем теле очень опасным для своего преуспеяния: во-первых, он отнимал у него его собственные силы, во-вторых, он своим непомерно быстрым ростом грозил опасностью привилегиям, гарантированных евреям милостью Юлия Цезаря и Октавина Августа. Поэтому есть основания предполагать, что временные гонения, которым подверглись римские евреи при Клавдии, были последствием их внутренних смут, вызванных христианской пропагандой в их среде: евреи обращались к римским властям за помощью против христиан. Виновниками преследования апостола Павла были тоже не римляне, а малоазиатские евреи, возбудившие против него чернь в Иерусалиме. Жертва народного недовольства была, как это часто бывает, признана его причиной – Павел как римский гражданин был отправлен в Рим для суда и кары.

Апостол Павел был сыном зажиточных родителей, принадлежащих к партии строгих ревнителей Моисеева закона – фарисеев. В юности он получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, где не только основательно изучил весь закон Моисея со всеми тонкостями его талмудического толкования, но и познакомился с греческой литературой. Подобно многим израильтянам, он жаждал пришествия Мессии, но вместе с другими фарисеями ожидал увидеть в нем могущественного царя, который восстановит царство еврейское во всем блеске его древнего величия. Велико же было его изумление и негодование, когда часть иудеев и еще больше язычников признали Мессией безвестного учителя из презренного Назарета, преданного позорной смерти на кресте. Он пробовал вступать в споры с христианами, но встречался с непреодолимым убеждением, которое доводило его до ожесточения. Тогда он начал преследовать христиан как вредных сумасбродов. Христианская традиция гласит, что Павел (тогда еще будучи Савлом), заручившись полномочиями, отправился в Дамаск, чтобы произвести общее гонение на христиан, но по пути с ним совершился чудесный перелом, который превратил его из яростного гонителя в проповедника христианства – апостола Павла. Если признать, что в раннем христианстве многое объясняется чудесами, а не рациональными доводами, то с этим можно согласиться. Однако можно предположить, что по пути в Дамаск (или до того) Савл оценил по достоинству возможности нового сумасбродного учения, которое способно было внести живую веру в уже охладевший иудаизм.

 



 
PR-CY.ru