Во-первых, его трезвому интеллектуализму претила вся та атмосфера чуда, которой было окружено христианство, начиная с самой идеи богооткровенной религии, продолжая сверхъестественными подвигами ее основателя и деяниями Святого Духа в общине и кончая эсхатологией. Против всего этого учения оно ссылается на свидетельство здравого смысла, готовое признать во всем христианстве дело одних шарлатанов и их жертв.

Во-вторых, его биологическому аристократизму было антипатично как содержание христианского учения, так и то почти привилегированное место, которое оно отводит всем отверженным – грешникам, немощным, нищим, простоватым.

В-третьих, его развитому художественному чутью была противна безыскусная и часто грубая форма христианской проповеди, делавшая ее доступной необразованной черни, но неспособной удовлетворить более требовательных по этой части людей.

Наконец, его положению как носителю античной культуры было ненавистно отрицательное отношение христиан к этой культуре, которую они безжалостно разрушали ради своих надежд на фантастические блага в загробной жизни.

Отношение римских властей сильно обострилось к тому времени, когда христиане окончательно отделились от евреев и перестали пользоваться теми привилегиями, которые у них были под сенью иудаизма. Поводом к столкновению служил культ императора. Отказ принести жертву перед статуей императора юридически мог рассматриваться либо как преступление против религии, либо как оскорбление величества; последствия были одинаковы – казнь.

Эпохой универсальных гонений на христианство с целью разрушения Церкви считается период от смерти Александра Севера до единодержавия Константина Великого (235–325 гг.). Именно в этот период христианство получило в Римской империи тот численный перевес, который заставил римского императора признать его равноправие с другими религиями государства.

В Палестине в это время происходит окончательное выделение христианства из иудейской среды. Бедная община иудеохристиан, в равной степени избегаемая и евреями, и прочими христианами, чахнет и гибнет, а христианство держится только среди эллинского населения страны, но и там очень слабо. Только благодаря содействию Константина христианам здесь удалось получить в свои руки заведование святыми местами. Митрополией была Кесария; впрочем, кесарийский епископ имел соперником епископа Элии (Адрианова города, основанного на месте разрушенного Иерусалима, с запретом евреям селиться в нем) в руководстве провинциальными синодами.

Столица восточного христианства находилась тогда в Сирии, в Антиохии, откуда учение Христа начало свое шествие по языческому миру. Благодаря многочисленным грекам и евреям христианство было сильно распространено в Египте; в IV в. оно проникает даже в Абиссинию. Самой христианской была Малая Азия; здесь явно сказался тот факт, что эта область более других была предана культу императора, в смысле универсальной религии, чем и было подготовлено христианство.

Данный период истории был временем наибольшего расцвета христианства и в северной Африке. Однако быстрота его распространения в этих провинциях империи соответствовала быстроте его исчезновения под гнетом ислама. Туземное население берберов или совсем не было христианизировано, или очень поверхностно; пуны большей частью стали христианами, но так как пунический язык не стал церковным, и не было пунической Библии, то его христианизация не была прочной. Христианство приняло только греко-римское население, но оно было немногочисленным.

 



 
PR-CY.ru