В космологии Филон Александрийский развивает популярную теодицею стоиков, в психологии следует платонизирующим стоикам. Тело есть могила, темница души, чувственность – корень греха; отсюда аскетическая этика Филона Александрийского, где он сближается не только со стоиками, но и с современными ему киниками в стремлении к умерщвлению чувственности и упрощению жизни. Мораль Филона Александрийского выходит, однако, за пределы всякой греческой философии, получая новую, религиозную окраску. Она проникнута сознанием греховности человека, неспособного побороть чувственность и спастись собственными силами; единственным источником добра является Бог. В I в. н.э. философия Филона не нашла отклика, но впоследствии она была широко усвоена наступающим христианством и особенно гностиками. Филон Александрийский и другие представители Александрийской школы оказали огромное влияние на распространение христианства. Из этой школы вышли такие величайшие богословы, как Афанасий Великий, и такие величайшие экзегеты и критические исследователи библейского текста, как Ориген.

Однако греко-римская культура была закрытой для сколько-нибудь существенных внешних воздействий. Отчасти это обусловлено тем, что она развивалась на ином уровне, чем географически соседствовавшие с ней восточные культуры. Мир классической древности добился того, чего так и не осуществили многие великие культуры, – он дал литературе далеко заходящую независимость от быта и культа, выработал высокосознательное теоретическое отношение к слову. Поэтому если грек или римлянин были убеждены, что «варвары» вообще не имеют словесной культуры, то это убеждение, будучи в основе своей ложным, имело определенный смысл. Гипноз классической исключительности имел в себе столько обаяния, что смог и в Новое время принудить европейские народы перечеркнуть свое же собственное средневековое прошлое; тем более он был неизбежным для самой античности. При этом если для римской словесности был живой и постоянный контакт со стихией греческого языка, то обратной связи с римской словесностью у греков не было. До тех пор, пока языческая Греция оставалась сама собой, она была невосприимчива к красоте чужого слова. Плутарх, из всех греческих писателей наиболее серьезно старавшийся проникнуть в римскую сущность, читал в подлиннике римских авторов для своих изысканий, однако наотрез отказывался судить об их литературных достоинствах. Уже в IV в. н.э. Либаний с возмущением отзывается о греческих юношах, которые настолько опустились, что учатся латинскому языку. Таким же было отношение образованных греков и к словесной культуре Востока: в космополитическом мире эллинизма греческая литература часто разрабатывала восточные мотивы, но дальше усвоения голых сюжетных схем дело не шло. Грек во все времена охотно учился у восточных народов их «мудрости», позднее он мог иногда восхищаться римской государственностью, но область эстетического любования была для него ограничена сферой родного языка. И тем более удивительным кажется переворот, произведенный зародившейся на грани двух совершенно разнородных языковых и стилевых миров (греческого и еврейско-арамейского) христианской литературой. Уже самим своим возникновением она разрушила эту грань, разомкнув замкнутый круг античной литературы и принудив ее к восприятию новых влияний. Многое должно было случиться для того, чтобы интонации еврейских псалмов и формы сирийской литературы могли войти в кругозор античного читателя. Было бы в корне ложно объяснять эту эволюцию механическими влияниями Востока, но неоспоримо, что преклонение перед Библией было сильнейшим фактором литературного процесса последующих веков. Знакомство с восточной традицией помогло христианизировавшейся греко-латинской культуре найти точку опоры за пределами замкнувшегося круга собственной классики и тем самым подготовиться к решению новых задач. Победа новой веры, а следовательно, и новой литературной линии по необходимости должна была в корне перестроить не только идейный, но и формальный строй грекоязычной и латиноязычной словесности – и притом с самыми долговременными последствиями для всего развития европейской культуры, до Нового времени включительно.



 
PR-CY.ru