Рядом с государством, которому каждый служит своим делом, все больше места в жизни образованного человека занимает дружеский кружок, члены которого объединены общим досугом. В таких кружках воспитывался тот новый для римской «серьезности» тип ученого и в то же время непринужденного и остроумного разговора и поведения, которое было неотъемлемой чертой римского идеала. Один из первых таких кружков образовался вокруг полководца Сципиона Африканского (Старшего), победителя Ганнибала; сам Сципион не был писателем, но весь его облик и поведение, его аффектированное героическое благородство, его подражание Александру Македонскому было утверждением нового для Рима человеческого идеала.

Все эти перемены в римской жизни неизбежно сопровождались противодействием, прежде всего, со стороны консервативной земельной знати – поборников прежнего полисного уклада. Лозунгом этой реакции была защита древней чистоты римских нравов. Виднейшим из вождей этой знати был Катон Старший, знаменитый простотой быта, прямотой речи и строгостью нравов. Правда, это не мешало ему сочетать в себе непреклонную верность нравственным заветам предков с очень сомнительными действиями, направленными на собственное обогащение любой ценой. Стараниями консерваторов был запрещен модный греческий культ Вакха, отстранен от политики Сципион, изгнаны из Рима греческие учителя философии, прекращено строительство постоянного театра. В противовес проникающей в Рим греческой теоретической науке Катон пишет своего рода энциклопедию римских практических знаний: ряд сочинений о сельском хозяйстве, военном деле, праве и т.д. В противовес индивидуализму греческих историков и их римских подражателей он пишет «Начала», очерк истории Рима и Италии (первый на латинском языке), где сознательно опускает все имена политиков и полководцев. Это не было слепой борьбой против всего греческого. Катон знал греческий язык, пропагандировал сельское хозяйство эллинистического типа, построил в Риме первую базилику. Он хотел учиться у греков практическим приемам, но без идейных компромиссов: «прочитывать, но не зазубривать» их сочинения. Эллинофильство Сципионов и римский консерватизм Катона в равной мере были необходимы для того синтеза римской и греческой культур, который определяется в следующих поколениях.

Однако на пути к новому периоду лежит полоса переходного времени, приблизительно соответствующая второй половине II в. до н.э. Это было время завершения культурных тенденций предшествующего столетия. Греческая культура окончательно укореняется в Риме, обучение греческому языку и литературе становятся непременным требованием к образованному молодому человеку. Сопротивление поборников древних нравов ослабевает: становится признанным, что древняя римская доблесть должна усваиваться не стихийно, а сознательно, т.е. в греческом философском осмыслении.

 



 
PR-CY.ru