Система гаданий имела разветвленный характер и практиковалась при решении практически любого вопроса, имевшего важное политическое значение (поход, строительство нового города, избрание консулов и т.д.). Наиболее распространенными способами гаданий были ауспиции (предсказания по полету птиц) и гаруспиции (предсказания по виду внутренностей убитых животных). Способов гадания было очень много.

Римляне не начинали ни одного важного дела, не узнав воли богов по знамениям. Но особого сословия жрецов в Древнем Риме не было: здесь богам служили коллегии достойных граждан. Они формировались первоначально из патрициев, а затем и из плебеев. Жреческие должности и коллегии учреждались государством, и коллегии оказывали большое влияние на политическую жизнь Рима. Богу войны Марсу служили жрецы-салии. Важнейшее место занимала коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. Слово «понтифик» означало буквально «проводник через мост», т.е. посредник между миром живых и умерших. Понтифики надзирали за жреческими коллегиями, ведая составлением календаря, обрядами, жертвами, а также давали заключения при гаданиях и т.п. Великий понтифик надзирал также за вечным огнем в храме богини Весты, покровительницы римского народа, за всей деятельностью этого храма и самих жриц богини – весталок, которые поддерживали огонь в очаге храма богини Весты как символ незыблемости государства. Их выбирали в детстве, служили они Весте 30 лет, не выходя замуж (за нарушение обета безбрачия их замуровывали живьем).

Жрецы не занимались ни разработкой богословских проблем, ни религиозной идеологией. В Риме, где не было философских школ, широкое развитие получила такая форма общественного сознания, как правосознание, правотворчество, юриспруденция. Соответственно в религиозные верования привносилась правовая государственная регламентация: официально закреплялся пантеон богов, порядок их почитания, устанавливались общие для всего народа Рима и для городских и сельских общин праздники. Официальный государственный культ носил открытый, публичный характер.

Единый римский народ состоял вначале из двух племен – латинян и сабинян; оба назывались квиритами, что имело уже и политическое значение. Позднее в их союз вошло этрусское племя луцеров. Племенная организация оставалась определяющей для Рима на весь ранний период. Каждое племя (триба) разделялось на 10 общин – курий; в свою очередь каждая курия – на 10 родов. Курия – это подобие греческих фратрий, религиозно-культовых объединений с общими обрядами и совместными трапезами. Триба – высшая единица социальной организации, а также раннеполитическое объединение (аналогия греческой филы). Курии выслушивали акты, предлагаемые царями в отношении союзов с другими племенами, решали дела, касавшиеся межродовых или межкуриальных отношений внутри самого римского полиса: принятие рода в общину, переход семьи в другой род, изгнание из общины, а также утверждение завещаний глав семейства.

 



 
PR-CY.ru