Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям, первичной формой была деревня, несколько деревень сливались в окружную общину. Но занятия сельским хозяйством и ремеслом было уделом рабов, на захват которых и были направлены основные усилия мужского населения, которое уделяло основное внимание войнам, грабежам и разбою. И в этой борьбе побеждали то одни, то другие. Легенда о том, что римляне пригласили на царство сабинянина Нуму Помпилия, означает, что сабиняне на какое-то время одержали верх; иногда верх одерживали этруски. Так, вскоре после основания Рима (если не с самого его основания) город перешел под власть этрусского союза племен, в котором процесс образования государства был более продвинутым. Этруски были сильнее и на суше, и на море, поэтому латины вынуждены были заключить против них союз с альбанцами. Важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов было влияние эллинов.

Победившее племя приходило со своими верованиями и культами, стремясь распространить их среди побежденных. Так, Нума Помпилий к двум уже бывшим богам (Юпитеру и Марсу) присоединил еще одного – Квирина, воздвиг храмы богини Весты, Верности и Термина, но при нем ни разу не открывались ворота храма бога Януса. Нума создал и новую коллегию жрецов – салиев, а грозного царя Юпитера заставил довольствоваться не жертвоприношениями в виде человеческих голов, а головками лука. Это говорит об остроте религиозной войны, которая всегда сопутствует войне политической.

Этрусское господство закрепило государственно-политическое содержание царской власти: цари обладали особыми знаками своей власти – скипетром, короной, особой одеждой, появлялись в сопровождении отряда телохранителей-ликторов с особыми топорами в связке прутьев, которые назывались фастами. Римские цари – это организаторы войска и военачальники в походах, им принадлежало право устанавливать законы общины, однако царь не мог вмешиваться во внутреннюю организацию и жизнь рода, тем более в отношения римской семьи. Род являлся также субъектом землепользования, наследником имущества сородичей. Внутренне род подразделялся на семьи (familia), каждая во главе с отцом семейства, который обязательно должен быть членом рода.

Римская религия первоначально почти не знала красочных мифов, и в ней долго отсутствовало четкое представление о богах. Считалось, что сверхъестественные силы заключались во всех предметах и существах и не имели определенного облика и пола. Римляне называли их просто нумина – «силы» (отсюда понятие «нуминозное»). Отсутствие четких представлений о богах способствовало принятию в римский пантеон культов соседних и покоренных племен. Главным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, связанный, прежде всего, с самим городом. Именно формирование Рима как города-полиса обусловило основные особенности его религии.

В пантеоне римских богов одно из центральных мест занимал италийский бог Янус, древний дух порога и дверей, ставший также богом любого начала (года, месяца, жизни). Его изображали с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны (потому что двери ведут в дом и из дома, и богу было ведомо прошлое и будущее). Вместе с пенатами, ларами, гениями и родовыми богами Янус олицетворял дом вообще, «дом» как понятие.

 



 
PR-CY.ru