1. Культура римлян царского периода.

Активное заселение Италии начинается во II тыс. до н.э., когда с севера вторглись италийские племена. С начала I тыс. до н.э. доминирующей силой здесь становятся этруски, народ невыясненного происхождения, с развитой культурой, своеобразно сочетавшей восточные и греческие элементы. Существует миф о том, что этруски – это спасшиеся троянцы. Мифу о переселении троянцев римский поэт Вергилий придал художественную завершенность. Однако в «Энеиде» в судьбе троянца Энея Вергилий представляет не совершенные подвиги, а предопределенную судьбу всего римского народа и, шире, судьбу человечества. На долю Энея выпадают все горести людского рода, но страдания оправдываются целью. Причина людских страданий, согласно Вергилию, – лишь в том, что никакой ум не в силах охватить все сцепление нитей судьбы: не только люди слепы перед судьбой, но и сами боги в своем неведении пытаются выступить против судьбы, и это ведет к трагедии. Так, Дидона и Турн, ослепленные каждый своей страстью, выступают против конечной цели судьбы и потому гибнут; Эней же в своем благочестии подчиняется неведомой судьбе и ценой самоотречения достигает свободы.

По мнению римского историка Варрона (II–I вв. до н.э.), Рим был основан в 753 г. до н.э., он даже указывает точную дату – 23 апреля. Однако это – легенда, не отражающая никаких исторических событий. Скорее всего, возникновение Рима как города относится к VII в. до н.э. и было результатом расселения на Аппенинском полуострове племен, пришедших из Северного Причерноморья. Поселение в нижнем течении Тибра, видимо, существовало с древнейших времен, учитывая очень выгодное географическое положение, расположенное на перекрестке морских и сухопутных торговых путей. Крупное племенное объединение латинов, укрепившееся на Тибре, и послужило началу Рима.

В истории Древнего Рима выделяют три периода: царский (753–510 гг. до н.э.), период республики (509–27 гг. до н.э.) и период империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Царский период в истории Рима можно охарактеризовать как мифологизированный. Легенды о царствовании Нумы Помпилия и других римских царей получили литературную обработку в «Римской истории» Тита Ливия (I в. до н.э. – I в. н.э.) и частично в «Сравнительном жизнеописании» греческого историка Плутарха (I–II вв. н.э.). Рим, согласно их описаниям, в это время жил войнами и раздорами и поэтому нуждался в мудром правителе. Сабинянина Нуму Помпилия римляне якобы пригласили на царский трон, чтобы он как человек, ставящий мир и справедливость превыше всего, смягчил воинственный и буйный нрав разношерстного населения, стекавшегося в Рим, устремляя их силы не на войну, а на благоустройство города, обработку земли и развитие ремесла. Предание гласит, что по повелению Нумы был воздвигнут в Риме круглый храм богини Весты – хранительницы домашнего очага, храмы Верности и бога границ – Термина. Ему же приписывается изменение обряда очищения от измены древним лесным божествам – Фавну и Пике: вместо человеческих голов Юпитеру стали приносить жертвоприношения в виде головок лука, человеческих волос и мелких рыбешек.

В легендах за красочными рассказами можно увидеть и реальную жизнь римлян того времени. Войны, мятежи, предательства, жестокость и жадность были неотъемлемой частью их жизни. Рим того времени не представлял собой единого племени с единым культом богам. Объединение было только территориальным, и на этой территории шла борьба за главенство, за контроль над торговыми путями.

 



 
PR-CY.ru