8. Греческая культура эпохи эллинизма.

В последней четверти IV в. до н.э. греческий мир вступает в новую стадию своей истории, получившую название «эллинизм» («эллины» – самоназвание греков). Эллинистическая эпоха отличается от классической по целому ряду признаков. В социально-политическом плане этот период противополагается классическому как эпоха больших государств – эпохе полисов. На смену множеству независимых полисов с их республиканским устройством, демократическим или олигархическим, приходит небольшое количество крупных держав с монархическим строем и более или менее организованным бюрократическим управлением. Центральное управление принадлежало кругу лиц, особо подчиненных царю. Главным являлся хилиарх, который руководил службой информации, дипломатическими сношениями и сношениями центра с округами; он же считался главой имперской юстиции. Вторым по важности должностным лицом являлся тайный советник, круг обязанностей которого зависел от поручений царя. Остальные исполнительные полномочия осуществляли соматофилаки – специальные чиновники по особым поручениям.

Особую государственно-политическую силу составляла армия. Македония отчасти являлась национальной монархией с сохранением уклада традиционного политического коллективизма, отчасти – восточной монархией, где преобладала тоталитарная власть царя. Таким образом, держава, основанная Александром Македонским, стала особой военной монархией в сочетании с полисным и территориальным самоуправлением.

В империю входило несколько государств, сохранивших самостоятельный политический статус, первое из которых – Греция во главе с Македонией. Греция сохранила полисный строй и органы народовластия (правда, народовластие не демократическое, а олигархическое). Общие политические вопросы решались на собрании делегатов полисов. Номинально существовал и сенедрион – совет всех полисов. Вторую разновидность относительной государственной самостоятельности представляли государства Ближнего Востока, правители которых обладали статусом суффетов, они имели постоянные представительства при дворе Александра Македонского.

Такой статус территорий империи и ее военная организация послужили предпосылками для ее распада. Наследниками империи стали царство Селевкидов (ядром которого была Месопотамия) и Египетская монархия, где с начала III в. до н.э. воцарилась династия Птолемеев. Именно государство Птолемеев становится крупнейшим государством эллинистического мира. Государственное устройство, унаследованное от фараонов, в сочетании с частным рабовладением сформировали особый социальный слой и военно-служилую организацию правящих сословий. Этот социально-политический строй держится в эллинизированных областях Средиземноморья вплоть до конца античности – до IV–V вв. н.э.; завоевание этих областей Римом сменило лишь носителей верховной власти, но не изменило всей структуры социально-политического строя. Поэтому противопоставлять «эпоху эллинизма» «эпохе римского владычества» нельзя.

В классическую пору распространение эллинской цивилизации ограничивалось Эгейским бассейном, южной Италией с Сицилией и редкими колониями по берегам остального Средиземноморья и Черноморья. Позже она распространяется по всему Ближнему Востоку, активно воздействуя на здешнюю культуру – малоазийскую, сирийскую, египетскую, еврейскую, вавилонскую, иранскую – и, в свою очередь, подвергаясь ее воздействию.

 



 
PR-CY.ru