Пифагор учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицей, светом, правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую – Двоицей, мраком, левизной, неравенством, зыбкостью и переменчивостью. Божественная Единица осуществляет себя лишь посредством Двоицы и, проходя через нее, становится реальной, воплощаясь в Троице, т.е. в физическом мире. Весь проявленный мир – тройственен, и потому Тройка – есть первое совершенное число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Примеров проявления этой троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый материальный объект существует в трех измерениях, т.е. имеет длину, высоту и ширину; Вселенная делится на три концентрические сферы – мир божественный, мир естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трех состояниях, т.е. твердом, жидком и газообразном; предметы могут отталкиваться, притягиваться или находиться в равновесии и т.д.

Пифагор ввел также понятие Тетрады, которое заключало в себе глубокую идею синтеза и развития. В высшем смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной. В частной, обыденной жизни Пифагор тоже видел ее бесчисленные проявления. Например, тело, душа и дух в своем слиянии дают четвертый член – человека; семья есть единство отца, матери и ребенка и т.д.

Эта изощренная, отвлеченная, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, Пифагор вместе с тем требовал уважения к богам традиционной религии. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют тем разумным силам, которые действуют во Вселенной. Более того, он говорил о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами, которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз через них, проявляя героические качества, человек может приблизиться к Богу.

Большой заслугой Пифагора следует считать подробно разработанное учение о душе, воспринятое потом и другими греческими философами. Душа, говорил он, есть отщепившаяся частичка божественного эфира; она разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и у других животных, но рассудок – только у человека. Власть души распространяется от сердца и до мозга: та часть ее, которая в сердце, – это страсть, а которая в мозге – рассудок и ум; струи же от них – наши чувства. После смерти человека его душа скитается в воздухе, подобная телу. Попечителем над душами является Гермес, который чистые души возводит ввысь, а нечистые ввергает в преисподнюю. Пробыв там определенное время, душа вновь ввергается в материальный мир и заключается в тело человека или животного. Таким образом, вслед за орфиками (или одновременно с ними) Пифагор проповедовал учение о переселении душ. О себе он говорил, что помнит все свои прежние рождения, и многим из тех, кто приходил к нему, рассказывал об их прошлой жизни.

Точно так же, как индийские брахманы, Пифагор считал бесконечную вереницу перевоплощений злом для души. Этическое учение, которое он проповедовал, имело главной своей целью вызволить и освободить душу из мира материального и привести ее к окончательному слиянию с божественным Разумом. Он считал, впрочем, что душа, став чистым духом, не теряет своей индивидуальности и, соединяясь со своим первообразом в Боге, припоминает все свои предшествующие существования, которые ей кажутся ступенями для достижения той вершины, откуда она охватывает и постигает Вселенную. В этом состоянии человек уже перестает быть человеком, а становится полубогом и навечно остается в духовном мире. Пифагор говорил, что главное на этом пути заключается в том, чтобы направить душу к добру, ибо только это приближает людей к Богу.

 



 
PR-CY.ru