7. Пифагор и пифагорейцы.

Гораздо большее распространение получило другое законченное учение греков, связанное с именем первого религиозного мыслителя Эллады – Пифагора. В юности он обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом учился у нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран Поликрат, который был большим другом египетского фараона Амасиса, дал Пифагору рекомендательное письмо к гелиопольским жрецам. Тамошние жрецы очень неохотно открывали чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора, они при посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях, и в богослужениях, куда до этого не допускался никто из чужеземцев. Возможно, в Египте Пифагор почерпнул одно из главных положений своего будущего учения: каждый должен стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни, придерживаясь определенных правил поведения.

В городе Кротоне в южной части Италии ученики Пифагора, покоренные его учением, устроили огромное училище, из которого вырос в дальнейшем знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую (тайную) доктрину, а его члены были связаны строгой дисциплиной и послушанием. Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов. Все они носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок дня. Утром им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было связано с тем, что они делали вчера. Каждый вечер они должны были критически осмыслить свои поступки, совершенные в течение дня. Сойдясь на восходе Солнца, пифагорейцы пели торжественные гимны Аполлону, исполняя священный дорийский танец, мужественный и торжественный. В полдень произносилась молитва героям и доброжелательным гениям. Все трапезы пифагорейцев были совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода – единственным напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Считалось, что постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда между человеком и остальным миром устанавливается единение и гармония. Тот, кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию божественную. В качестве регулярных занятий были введены гимнастические упражнения, но особое значение придавалось углубленным размышлениям – медитациям. Но это – суть воспитания, а в чем суть обучения?

 



 
PR-CY.ru