Среди светских сооружений следует, прежде всего, назвать театры. Театр (и даже не один) обязан был иметь каждый полис, поскольку он выполнял идеологическую задачу. Вплоть до IV в. до н.э. театры строились из дерева только на время представлений, которые обычно приурочивались к тем или иным празднествам в честь богов. Такие празднества продолжались несколько дней и даже недель. В театрах ставились пьесы на сюжеты мифов, посвященных данному богу. Пьесы часто продолжались по несколько дней, наподобие наших сериалов. Причем, если пьеса зрителям не нравилась, они требовали другую. Полисом управлял демос (народ), который диктовал свою волю даже в театре. В период расцвета афинской демократии в Афинах был построен крытый каменный театр для музыкальных представлений – Одеон, расположенный на рыночной площади – агоре. Известны также театры Диониса в Афинах и в Эпидавре. В городе Галикарнасе архитектор Пифей построил усыпальницу одного из малоазийских царей Мавсола и его жены, так называемый Мавзолей. Архитектор Гипподам из Милета разработал не только план порта Пирея, но окончательно оформил принцип прямоугольной городской планировки, лежащий в основе эллинистического градостроительства. Не менее известен маяк в Александрии на острове Фарос, построенный Состратом из Книда, а также бронзовая статуя Гелиоса (бога Солнца) в гавани на острове Родос, которая стала известна как Колосс Родосский (т.е. большая статуя), построенная Харетом из Линда.

Для аристократии античного полиса была характерна соревновательность, которая называлась агоном. Аристократы боролись за лидерство, но судьями выступали все граждане полиса. Они определяли нормы, традиции, вкусы. Этим вкусам должны были следовать авторы художественных произведений, для которых тоже была характерна соревновательность. Поэтому все произведения искусства, в том числе и прикладного, не были анонимными. Так, «История» Геродота начинается словами: «Геродот, галикарнасец, собрал и записал эти сведения…» Эти стремления подчеркнуть свое авторство воспитывали интерес к отдельной человеческой личности.

Поскольку древние греки проявляли повышенный интерес к личности, то одним из важных направлений искусства была скульптура. Она зримо воплощало идеал человека, соединяющего в себе физические и нравственные достоинства, и выражало ранее сложившееся понятие «калокагатии» (от греч. прекрасный + добрый). Именно таким прекрасным и сильным, справедливым и достойным и является герой греческого искусства V в. до н.э. Он символизировал собой идеал человека, и этот идеал должен быть совершенным, олицетворять собой гармонию физического и духовного. Греческие статуи лишены портретности, индивидуальных черт, они изображают человека таким, каким он должен быть. Наиболее известны имена Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя, Сопаса, Лисиппа и др.

 



 
PR-CY.ru