Развитие полисной системы в Аттике и господствующее положение Афин создали условия для развития культуры вообще и искусства в частности. Ведущую роль в искусстве заняла архитектура. Основными сооружениями были дворцы. Каменные дворцы строились еще в крито-микенский период. Центром их был прямоугольный двор, связанный с остальными помещениями. Стены микенских дворцов сооружались из огромных каменных глыб, их строительство приписывалось циклопам. Среди таких сооружений особенно известны Львиные ворота в Микенах. Однако с приходом дорийцев большинство дворцов было разрушено. Архитектура «темных веков» практически не сохранилась, поскольку основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич. В отличие от дворцов крито-микенской культуры, когда они выполняли универсальные функции, архитектура периода создания и укрепления полисов четко разделялась на культовую и светскую. К VII–VI вв. до н.э., когда вновь началось каменное строительство, окончательно сложились два стиля (или ордера), появившиеся в архитектуре храмов, которые в архаическую и классическую эпохи стали основным типом общественных зданий.

Дорический ордер отличался простотой и некоторой тяжеловесностью. Он сложился под влиянием микенской архитектуры и получил распространение в западных районах Греции и на Пелопоннесе. Для ионического ордера характерны большая легкость, изящество. Он сложился под влиянием архитектуры таких стран, как Финикия, Персия и получил распространение в Аттике, на островах Эгейского моря, в малоазийских городах, т.е. там, где в основном расселились ионийские племена. Основной отличительной чертой была колонна: дорическая не имела базы, отличалась строгой, геометрически правильной капителью (верхней части колонны), для более стройной ионической колонны характерна капитель со спиралевидными завитками, которые называются волютами. В V в. до н.э. в дополнение к ним появляется новый, наиболее декоративный, коринфский ордер. Для него характерна сложная капитель колонны, украшенная листвой и завитками. Этот ордер особенно активно применялся с IV в. до н.э.

В целом можно сказать, что, несмотря на естественное стремление украсить храмовые сооружения всевозможными элементами архитектурных ордеров, храмы олицетворяли не только изящество стиля и мощь богов, которым они были посвящены, они все же подчеркивали свою принадлежность этому миру, а не потустороннему. Храмы целиком и полностью земные, они как бы вырастают из земли, в них нет устремления ввысь, которое будет характерно позже европейским готическим соборам.

Среди храмов дорического стиля можно отметить храм Зевса в Олимпии, храмы города Посейдония в Южной Италии. К шедеврам ионического стиля относился и считался одним из чудес света храм Артемиды в Эфесе, сожженный Геростратом. Величайшим достижением греческой архитектуры являлся созданный в V в. до н.э. комплекс сооружений на Афинском Акрополе – Парфенон, построенный Иктином и Калликратом в честь Афины Парфенос. В этом храме соединились черты дорического и ионического стилей, он поражает совершенством своих пропорций и относится к шедеврам мировой архитектуры.

 



 
PR-CY.ru