4. Искусство классического периода.

Аттика – небольшая область на северо-востоке Средней Греции – начинает приобретать все большее значение в истории древнегреческой культуры в конце VI и в первой половине V в. до н.э. Центром ее становятся Афины. К концу VI в. до н.э. в Афинском полисе сложилась завершенная государственная организация, построенная на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти. Однако общая система институтов власти и управления вырабатывалась не единовременно, а стала итогом, по меньшей мере, двух этапов политических реформ.

Первый этап (508–462 гг. до н.э.) связан с реализацией политики, направленной на окончательное низвержение аристократического господства и традиций родового строя; начало ему положили реформы Клисфена в 509 г. до н.э. В результате этой демократической реформы были ликвидированы пережитки родовой организации и окончательно оформлен полис – гражданский коллектив, осознающий себя как нечто единое перед лицом эксплуатируемых рабов и негреческих племен и государств («варваров»). Разумеется, внутри Афинского государства были свои противоречия, но в целом утвердившийся в Аттике государственный строй покоился на совместной частной собственности активных граждан государства, вынужденных перед опасностью со стороны рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации.

Второй этап (462–412 гг. до н.э.) продолжил утверждение народовластия. Конкретные преобразования осуществлены реформой лидеров афинского демоса Перикла и Эфиальта, видных ораторов и военачальников. В результате афинское государство становится политической организацией свободных граждан, обеспечивавшим защиту их интересов и повиновение рабов. Афинская демократия характеризуется хорошо организованной политической государственной системой. Замещение государственных должностей строилось по принципам выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства были народное собрание, совет пятисот, галиэйя, коллегия стратегов, коллегия архонтов. Верховным органом власти было народное собрание – экклезия.

Религиозными и семейными делами, а также делами, относящимися к нравственности, занималась коллегия архонтов. Религиозными делами, а также преступлениями, связанными с нарушением священных устоев государства (в частности, посягательствами на семейные и родовые отношения) занимался судебный орган – ареопаг. В его компетенцию входили также управленческие функции в отношении общенародных священных имуществ организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами. Кроме ареопага все остальные судебные органы регулярно обновлялись и находились под постоянным контролем низового самоуправления как по своему составу, так и по процедуре разбора дел – преимущественно публичной.

 



 
PR-CY.ru